Приятного прочтения.

СТРАНА НАДЕЖД

Еще одна встреча Бернарда Шоу — с ленинградскими кинематографистами на съемках фильма «Ленин». Его просят сказать свое слово о Владимире Ильиче, которое будет воспроизведено на экране.

—            Боюсь, что Шоу-оратор может ненароком испортить репутацию Шоу-писателя...— шутливо замечает он.

Шоу говорит о Ленине проникновенно, страстно, свя­зывая с ленинским именем чаяния всего прогрессивного человечества:

—            Во всех странах Ленин произвел такое же впечат­ление, как в России. Он был только человеком, но челове-

ком, превосходящим всех других, человеком, которого можно поставить в один ряд лишь с немногими, но и в ряду этих немногих он на голову выше остальных. Если опыт Ленина — опыт социализма — не удастся, то совре­менная цивилизация погибнет, как погибло уже много ци­вилизаций в прошлом'.

Оратор Бернард Шоу не подвел Шоу-писателя. Он и сам остался доволен этим выступлением в ленинградской киностудии. В письмах жене он упоминает о «совсем хо­рошенькой маленькой интермедии, настолько хорошей, что Луначарский был совершенно воодушевлен...».

После Ленинграда — снова Москва. Бернард Шоу встречается с видными политическими, государственными и общественными деятелями, выдающимися представите­лями советской литературы и искусства.

О визите Шоу к Н. К. Крупской вспоминает бывший секретарь Надежды Константиновны В. С. Дридзо.

Перед выходным днем в служебном кабинете Крупской раздался телефонный звонок народного комиссара ино­странных дел М. М. Литвинова. Он передал просьбу Бер­нарда Шоу принять его.

Встреча состоялась в Горках. Бернард Шоу делился с Крупской впечатлениями о виденном в СССР, восхи­щался торжеством дела, которому посвятил всю свою жизнь Ленин. Беседа была живой, непринужденной.

...Шоу и театр — понятия неразделимые. Поэтому так естественно желание гостя увидеть К. С. Станиславского.

— Вот самый красивый человек на земном шаре,— говорит Шоу, приветствуя Константина Сергеевича.

Газетная хроника зафиксировала присутствие велико­го драматурга в Московском Камерном театре на спек­такле «Опера нищих». Публика встретила его горячими аплодисментами.   Над   сценой на красном стяге надпись:

«Блестящему мастеру Бернарду Шоу — горячий привет на советской земле». На сцену выходит вся труппа. Глав­ный режиссер и художественный руководитель театра А. Я. Таиров произносит приветственную речь. Почетному гостю вручают папку с фотографиями сцен из спектакля «Святая Иоанна» Бернарда Шоу.

«Я был очень огорчен тем, что не имел возможности показать Вам самый спектакль,— напишет А.'Я. Таиров позднее Бернарду Шоу.—...Он послужил бы нашим оправ­данием лучше, чем любые слова. Вы сами знаете, что офи­циозные журналисты не брезгают пользоваться фальшив­ками и печатают в английских журналах не подлинные фото, а специально заготовленные монтажй, соответствую­щие их высоким представлениям об истине и искусстве...» >

Чтобы понять, о чем идет речь, расскажем, что пред­шествовало появлению Б. Шоу в Камерном театре.

Исполнявшая роль Иоанны в пьесе Б. Шоу Алиса Ко-онен  рассказывает об этом в книге своих воспоминаний.

«Как-то, когда Александр Яковлевич после репетиций зашел домой (Таиров был ее мужем.— Ю. Ю.), из театра прибежал курьер и сказал, что приехал какой-то иностра­нец, старик, и с ним женщина в грузинской папахе, ста­рик говорит непонятно, но ясно, что сердится и требует Александра Яковлевича. Твердит: «Таиров, Таиров». Александр Яковлевич, так и не успев пообедать, побежал в театр.'

...Оказалось, что Шоу приехал в театр прямо с поезда, не заехав в отель, чтобы выразить Таирову свое возмуще­ние непозволительной трактовкой «Святой Иоанны» в Ка­мерном театре. Тут он вынул из кармана газетный лист с фотографией, на которой была изображена я в гриме и костюме Иоанны, сидящая на коленях у Дофина. (Эту воль  играл  В.   Соколов.)   Подпись  ппизу  гласила:   «Вот как большевистский театр интерпретирует «Святую Иоан­ну». Пока. Александр Яковлевич в полном недоумении рассматривал .снимок, Шоу произносил гневный монолог, вопрошая, как мог Таиров дойти до подобного шутов­ства. .Сообразив наконец, в чем дело, Александр Яковле­вич достал альбом с фотографиями спектакля и положил на стол два снимка. На одном сидела Иоанна — на табу­рете,, на другом Дофин — на своем троне. Ловкие газетчи­ки в расчете на сенсацию явно смонтировали оба снимка/ посадив меня на колени к Дофину.

Шоу разразился громким хохотом:

— Вот жулики! Мерзавцы! Видели ли вы больших жуликов, чем газетчики?!..

Оглавление