Приятного прочтения.

МОЛОДОСТЬ РОССИИ

Тем не менее Владимир Ильич ценил доброжелатель­ство Герберта Уэллса к Советской России.

«Я сделал все возможное, чтобы заставить наше обще­ство понять, что Советское правительство — это прави­тельство человеческое, а не какое-то исчадие ада, и мне кажется, что я много сделал, чтобы подготовить почву для культурных отношений между двумя половинами Евро­пы»,— писал Герберт Уэллс Максиму Горькому.

В июле 1934 года Г. Уэллс совершит свою вторую по­ездку в нашу страну. «Ленин сказал мне: «Приезжайте к нам через десять лет». Прошло четырнадцать лет. Вот я приехал» '.

Московские маршруты Герберта Уэллса 1934 года бе­рут свое начало в ленинском Мавзолее. Он приходит сюда, чтобы отдать дань памяти великого человека.

И, передавая свое волнение в эти минуты, английский писатель расскажет:

«Во время моего последнего визита в Москву в июле 1934 года я посетил Мавзолей Ленина и снова увидел небольшого человека. Он казался еще меньше, лицо вы­глядело восковым и бледным, а беспокойные руки лежали спокойно. Борода как будто стала совсем рыжей. Выраже­ние лица было полно достоинства и простоты, немного патетично; на нем отражались искренность и смелость — высшие качества человека. Он уснул слишком рано, осо­бенно для России...»

Даже короткое знакомство с достижениями Страны Со­ветов убедит Уэллса в том, что «великий мечтатель Ленин» был и великим реалистом.

Могучий заряд ленинского ума, ленинской води ц энер­гии писатель находит всюду, где бывает в Москве. Г. Уэллс в цехах Первого Государственного подшипникового заво­да, сооруженного на пустыре (бывшее Сукино болото) за двенадцать месяцев. Предприятие уже успело заявить о себе на весь мир: 50 тысяч подшипников — такова его еже­дневная продукция. Английский писатель интересуется планом реконструкции Москвы.

Его внимание привлекает цветущий оазис в самой гуще московских улиц — Центральный парк культуры и отды­ха. Этому парку посвятил свои строчки Владимир Маяков­ский:

...В этот парк

приходишь так, днем

работы

перемотан,— как трамваи

входят в парк, в парк трамвайный

для ремонта.

Здесь все для отдыха — живописная природа, чистый воздух и радости познания, дары культуры и искусства.

Зеленый театр на 20 тысяч мест и зрительные залы, где спектакли не зависят от капризов погоды.

Городок науки и техники с площадью «Пятилетка» в центре. Уэллс смотрит модели домен, дирижаблей, элект­рических приборов и аппаратов.

Розарии и аллея электрических ландышей. Парашют­ная вышка и площадки для танцев, массовых игр. Станция юных натуралистов и детский городок. Пляжи" лодки на берегу Москвы-реки и... консультационный пункт по освое­нию Арктики. Спортивные площадки и дом однодневного отдыха. Всем хватит места на этих просторах, никому не приходится здесь скучать.

На открытие летнего сезона в 1934 году в парк пришли полмиллиона москвичей. По тому времени население иного европейского города.  Б.  Н.   Глан — тогдашний  директор -Центрального парка   культуры и   отдыха — вспоминает   о посещении парка Гербертом' Уэллсом.

—            Он провел здесь весь вечер. Погода благоприятство­вала прогулке.

Герберт Узллс любовался зелеными насаждениями и цветниками, фонтанами и скульптурами. Прогуливался по аллеям и заходил в выставочные павильоны. Смотрел вы­ступление театра масок и наблюдал за групповыми танца­ми и играми.

В Зеленом театре шел балет Асафьева «Пламя Парижа». Исполнялся темпераментный, динамичный танец басков из второго акта. Зрители восторженно принимали искусство мастеров балета Большого театра.

—            У нас в Англии нет такого грандиозного общедо­ступного театра,— сказал Уэллс— Это важно для воспи­тания вкусов и нравов.

Герберта Уэллса с сыном пригласили посетить плаву­чий ресторан-баржу поужинать.

Когда мы возвращались по набережной,— рассказывает далее Б. Н. Глан,— автор «России во мгле», глядя на рос­сыпи огней над парком и городом, задумчиво заметил: «Тогда, в двадцатом году, в темной разоренной России трудно было представить себе, что через четырнадцать лет в ней будет столько света».

Покидая в поздний час «фабрику счастливых людей», как назвал Парк культуры и отдыха Г. Уэллс, он оставляет свой автограф: «Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в парке культуры и отдыха.

23 июля 1934 г.

Г. Уэллс».

 

Оглавление